Управление запасами

Оборачиваемость товарных запасов

Важность показателей оборачиваемости товара для прибыльности бизнеса

Оборачиваемость товарных запасов — это процесс перехода товаров из запасов в сырьё для производства или в реализацию. По сути, это перевод товаров со складов в производственные или сбытовые процессы и скорость такого перехода. Значение оборачиваемости показывает, как быстро продукт распродаётся или направляется со склада в производство, если речь идет о сырьевом товаре.

Показатель используют:

  • для определения выгодных товарных позиций;

  • при планировании поставок;

  • для выявления избыточных объёмов, сокращения ассортимента;

  • для прогнозирования денежных потоков;

  • при установке цен.

 Высокая оборачиваемость среднего товарного запаса говорит о том, что позиция имеет хороший спрос, быстро реализуется и возвращает вложения. Оборотные производственные запасы с низкими показателями негативно влияют на прибыльность:

  • происходит заморозка вложений, уменьшаются финансовые возможности компании;

  • повышаются издержки, связанные с хранением (аренда, оплата труда персонала), занимаются складские площади;

  • возникает риск окончания срока годности продукции;

  • со временем растёт риск повреждения, порчи или потери;

  • нереализованная продукция может мешать свободному перемещению других товаров на складах.

 Причины снижения оборачиваемости:

  • плохие продажи из-за низкого качества или характеристик товара;

  • установлена нерыночная цена;

  • активность конкурентов;

  • поставщики не успевают удовлетворять спрос;

  • возникли проблемы с организацией работы складов;

  • сезонные колебания.

Расчёт показателей оборачиваемости

Показатели оборачиваемости товарных запасов рассчитываются для каждой конкретной позиции или целых товарных групп. Группы выделяются по следующим признакам:

  • назначение продукции;

  • ценовая категория;

  • требуемые условия хранения;

  • целевая аудитория товаров.

В расчёт включаются данные об объёмах на складе, товарах в магазине, а также оплаченном товаре, ещё не отгруженном поставщиком. Стоимость товаров формируется либо по закупочным ценам, либо по ценам реализации — способ расчётов зависит от отраслевых особенностей компании.

Средний товарный запас

Средний товарный запас (СрТЗ) показывает, сколько в среднем товара было в компании в отчётном периоде. Считается двумя способами:

  • При достаточно простом учёте, в краткосрочном периоде: 

СрТЗ = Объём запасов в начале периода + Объём запасов в конце периода / 2

При таком способе не учитываются промежуточные результаты, а также случаи резкого роста или падения показателя внутри периода.


  • Для более глубокой оценки период делится на равные отрезки (дни, недели, месяцы). Объём запасов на начало периода (T 1) и аналогичное значение на конец периода (T n) делятся пополам. Полученные значения и объёмы по промежуточным точкам (Т i) суммируются и делятся на количество отрезков (t) за вычетом единицы: 

СрТЗ = ((T 1 / 2) + T 2 + … + T n-1 + (T n / 2)) / (t – 1)

Коэффициент оборачиваемости товарных запасов

Коэффициент (К об.) показывает, сколько раз за отчётный период продукция прошла цикл «поступление-реализация». Рассчитывается он следующими способами:

  • По закупочным ценам:

К об. = Себестоимость продаж / СрТЗ

Себестоимость продаж включает затраты на приобретение и продажу всех реализованных за период товаров без учёта управленческих и административных расходов.

  • По ценам продаж:

К об. = Выручка от реализации / СрТЗ

Выручка от реализации подразумевает сумму всех проданных товаров по цене продажи.

Оборачиваемость товара

Период оборота товарных запасов (Об.) обычно считается в днях. Через него вычисляется, за сколько дней в среднем реализуются оборотные производственные запасы, и прогнозируется освобождение склада при текущих темпах работы. Определяется следующими способами:

  • По данным о запасах:

Об. = СрТЗ * Число дней в отчётном периоде / Выручка от реализации

  • Через коэффициент оборачиваемости:

Об. = Число дней в отчётном периоде / Коэффициент оборачиваемости

Срок работы, за который собираются данные, зависит от целей исследования. Дни, когда товар отсутствовал в компании и не предлагался к реализации, обычно исключают из расчёта.

Анализ оборачиваемости товаров

Анализ показателей бывает двух типов:

  • Динамический. Оборотные производственные запасы сравниваются в разные промежутки времени для оценки изменений, анализа влияния принятых в компании решений, выявлении трендов. При необходимости определяются меры улучшения оборачиваемости или вносятся корректировки в ассортимент.
  • Сравнительный. Определяются показатели для схожих товарных групп, различающихся географией реализации, порядком сбыта или производителями. Полученные данные сравнивают для выявления лучших практик, анализа сильных сторон отдельных участников процесса.

Общепринятых стандартов и нормативов не существует. Какой период оборачиваемости товарных запасов считается эффективным, можно сказать только в рамках определённой отрасли. Наиболее показательным является анализ динамики данных в конкретной организации.

Способы повышения оборачиваемости товаров

Задача повышения оборачиваемости решается тремя способами:

  • оптимизацией логистики;
  • изменением товарного набора;
  • увеличением спроса.

Для начала важно понять причины низких показателей.

Оптимизация логистики необходима, если низкие значения вызваны проблемами с хранением, транспортировкой и доставкой. В таком случае целесообразно:

  • сократить сроки доставки (увеличить возможности транспортного отдела);

  • снизить складские издержки, сократив площадь размещения;

  • увеличить страховой запас оборотных средств;

  • внедрить дополнительные способы оплаты для клиентов.

Если проблемы именно в закупаемом и/или реализуемом ассортименте, то потребуется изменение товарного набора.


Если проблема со спросом, то для его стимулирования подключаются ресурсы маркетинга и отдела продаж. В частности, могут быть использованы следующие методы:

  • размещение рекламы, повышение информированности клиентов;

  • развитие отдела продаж;

  • расширение географии присутствия;

  • сотрудничество с торговыми площадками, маркетплейсами;

  • разработка пакетных предложений;

  • внедрение дополнительных услуг;

  • смена упаковки, вплоть до ребрендинга;

  • изменение условий оплаты, включая рассрочку.

Значением оборачиваемости товарных запасов важно управлять, поскольку от этого напрямую зависят эффективность использования капитала в организации, скорость возврата вложенных средств, интенсивность деловой активности и другие показатели бизнеса.

Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Заполните форму
и получите ссылку на скачивание Партнерской программы
Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Отправьте заявку на участие
в партнерской программе