Управление запасами
5 минут

Оборачиваемость товарных запасов

Важность показателей оборачиваемости товара для прибыльности бизнеса

Расчёт показателей оборачиваемости

Анализ оборачиваемости товаров

Способы повышения оборачиваемости товаров

Важность показателей оборачиваемости товара для прибыльности бизнеса

Оборачиваемость товарных запасов — это процесс перехода товаров из запасов в сырьё для производства или в реализацию. По сути, это перевод товаров со складов в производственные или сбытовые процессы и скорость такого перехода. Значение оборачиваемости показывает, как быстро продукт распродаётся или направляется со склада в производство, если речь идет о сырьевом товаре.

Показатель используют:

  • для определения выгодных товарных позиций;

  • при планировании поставок;

  • для выявления избыточных объёмов, сокращения ассортимента;

  • для прогнозирования денежных потоков;

  • при установке цен.

 Высокая оборачиваемость среднего товарного запаса говорит о том, что позиция имеет хороший спрос, быстро реализуется и возвращает вложения. Оборотные производственные запасы с низкими показателями негативно влияют на прибыльность:

  • происходит заморозка вложений, уменьшаются финансовые возможности компании;

  • повышаются издержки, связанные с хранением (аренда, оплата труда персонала), занимаются складские площади;

  • возникает риск окончания срока годности продукции;

  • со временем растёт риск повреждения, порчи или потери;

  • нереализованная продукция может мешать свободному перемещению других товаров на складах.

 Причины снижения оборачиваемости:

  • плохие продажи из-за низкого качества или характеристик товара;

  • установлена нерыночная цена;

  • активность конкурентов;

  • поставщики не успевают удовлетворять спрос;

  • возникли проблемы с организацией работы складов;

  • сезонные колебания.

Расчёт показателей оборачиваемости

Показатели оборачиваемости товарных запасов рассчитываются для каждой конкретной позиции или целых товарных групп. Группы выделяются по следующим признакам:

  • назначение продукции;

  • ценовая категория;

  • требуемые условия хранения;

  • целевая аудитория товаров.

В расчёт включаются данные об объёмах на складе, товарах в магазине, а также оплаченном товаре, ещё не отгруженном поставщиком. Стоимость товаров формируется либо по закупочным ценам, либо по ценам реализации — способ расчётов зависит от отраслевых особенностей компании.

Средний товарный запас

Средний товарный запас (СрТЗ) показывает, сколько в среднем товара было в компании в отчётном периоде. Считается двумя способами:

  • При достаточно простом учёте, в краткосрочном периоде: 

СрТЗ = Объём запасов в начале периода + Объём запасов в конце периода / 2

При таком способе не учитываются промежуточные результаты, а также случаи резкого роста или падения показателя внутри периода.


  • Для более глубокой оценки период делится на равные отрезки (дни, недели, месяцы). Объём запасов на начало периода (T 1) и аналогичное значение на конец периода (T n) делятся пополам. Полученные значения и объёмы по промежуточным точкам (Т i) суммируются и делятся на количество отрезков (t) за вычетом единицы: 

СрТЗ = ((T 1 / 2) + T 2 + … + T n-1 + (T n / 2)) / (t – 1)


Коэффициент оборачиваемости товарных запасов

Коэффициент (К об.) показывает, сколько раз за отчётный период продукция прошла цикл «поступление-реализация». Рассчитывается он следующими способами:

  • По закупочным ценам:

К об. = Себестоимость продаж / СрТЗ

Себестоимость продаж включает затраты на приобретение и продажу всех реализованных за период товаров без учёта управленческих и административных расходов.

  • По ценам продаж:

К об. = Выручка от реализации / СрТЗ

Выручка от реализации подразумевает сумму всех проданных товаров по цене продажи.

Оборачиваемость товара

Период оборота товарных запасов (Об.) обычно считается в днях. Через него вычисляется, за сколько дней в среднем реализуются оборотные производственные запасы, и прогнозируется освобождение склада при текущих темпах работы. Определяется следующими способами:

  • По данным о запасах:

Об. = СрТЗ * Число дней в отчётном периоде / Выручка от реализации

  • Через коэффициент оборачиваемости:

Об. = Число дней в отчётном периоде / Коэффициент оборачиваемости

Срок работы, за который собираются данные, зависит от целей исследования. Дни, когда товар отсутствовал в компании и не предлагался к реализации, обычно исключают из расчёта.

Анализ оборачиваемости товаров

Анализ показателей бывает двух типов:

  • Динамический. Оборотные производственные запасы сравниваются в разные промежутки времени для оценки изменений, анализа влияния принятых в компании решений, выявлении трендов. При необходимости определяются меры улучшения оборачиваемости или вносятся корректировки в ассортимент.
  • Сравнительный. Определяются показатели для схожих товарных групп, различающихся географией реализации, порядком сбыта или производителями. Полученные данные сравнивают для выявления лучших практик, анализа сильных сторон отдельных участников процесса.

Общепринятых стандартов и нормативов не существует. Какой период оборачиваемости товарных запасов считается эффективным, можно сказать только в рамках определённой отрасли. Наиболее показательным является анализ динамики данных в конкретной организации.

Способы повышения оборачиваемости товаров

Задача повышения оборачиваемости решается тремя способами:

  • оптимизацией логистики;
  • изменением товарного набора;
  • увеличением спроса.

Для начала важно понять причины низких показателей.

Оптимизация логистики необходима, если низкие значения вызваны проблемами с хранением, транспортировкой и доставкой. В таком случае целесообразно:

  • сократить сроки доставки (увеличить возможности транспортного отдела);

  • снизить складские издержки, сократив площадь размещения;

  • увеличить страховой запас оборотных средств;

  • внедрить дополнительные способы оплаты для клиентов.

Если проблемы именно в закупаемом и/или реализуемом ассортименте, то потребуется изменение товарного набора.

Если проблема со спросом, то для его стимулирования подключаются ресурсы маркетинга и отдела продаж. В частности, могут быть использованы следующие методы:

  • размещение рекламы, повышение информированности клиентов;

  • развитие отдела продаж;

  • расширение географии присутствия;

  • сотрудничество с торговыми площадками, маркетплейсами;

  • разработка пакетных предложений;

  • внедрение дополнительных услуг;

  • смена упаковки, вплоть до ребрендинга;

  • изменение условий оплаты, включая рассрочку.

Значением оборачиваемости товарных запасов важно управлять, поскольку от этого напрямую зависят эффективность использования капитала в организации, скорость возврата вложенных средств, интенсивность деловой активности и другие показатели бизнеса.

Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Заполните форму
и получите ссылку на скачивание Партнерской программы
Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Отправьте заявку на участие
в партнерской программе
Спасибо!
Презентация откроется в новом окне.
Если этого не произошло, нажмите на ссылку.
Заполните форму
для скачивания презентации
Обратная связь
info@goodsforecast.ru Заказать звонок