Интегрированное планирование
8 минут

Планирование производства – основы, методы и этапы

Планирование производства – это комплекс мер для управления производством и контроля над производственными процессами, с помощью которого определяются задачи и поэтапные действия по их исполнению.

На предприятии при составлении плана учитывается размер и специализация работы предприятия, ассортимент, который оно выпускает, график ремонтов оборудования, стоимость переключения производственных линий, запасы и сроки поставок сырья и материалов, потребности в персонале и его наличие и другие факторы. Для успешной реализации и извлечения прибыли предприятие должно создать систему планирования производства, при которой оно сможет производить широкий ассортимент качественных товаров с минимальными затратами, повышая при этом продажи и объем вовремя исполняемых заказов.

Планирование производства: основы и значения

Учет и планирование производства – это такие задачи в рамках управленческого и административного процесса в компании, от решения которых будет зависеть объем закупок сырья, размер штата работников, скорость обработки и исполнения заказов и многие другие вопросы. Планирование производства продукции должно учитывать следующую информацию:


  • Маржинальная прибыль компании;
  • Контроль качества продукции;
  • Количестве товаров для закупки;
  • Себестоимость исходного товара;
  • Количество работников на производстве и их состояние;
  • Объемы производственных мощностей;
  • Регламент отчетной документации.

Это общая информация, которая может дополняться в зависимости от производственного профиля.

Система планирования при правильной организации должна давать ответы на следующие вопросы:


  • Что компания производит и реализует, в каком виде, в какой комплектации;
  • Что нужно для производства и реализации продукции;
  • Что уже имеется;
  • Что нужно приобрести;

А также:


  • В какие сроки производить поставки сырья и материалов (СиМ) и отгрузки готовой продукции (ГП);
  • Когда оптимально проводить техобслуживание и ремонт оборудования;
  • Как повысить объем и число исполняемых заказов;
  • Каким образом распределять нагрузку на производственные линии предприятия.

Ответы на эти вопросы определяют производительность и приоритет.

Производительность – это сам предмет и его объемы, выпускаемые предприятием. Производительность зависит от ресурсов, которыми располагает компания: деньги на изготовление и на оплату труда, рабочая сила, создающая товары и технологии, которые помогают создавать продукцию. Производственная мощность – это объемы выполняемых работниками задач за определенный срок.

Приоритет – это ответ на вопрос приобретения изделий: какие, в каких количествах и в какие сроки. Они зависят от обстоятельств на рынке, поэтому необходимо отслеживать рыночную динамику и ориентироваться на нее.

Почему планирование производства важно

Часто планирование развития производства осуществляется без четкого плана действий, из-за чего оно либо проваливается, либо не дает должного и нужного эффекта. Грамотно составленный и проработанный производственный план помогает решить следующие проблемы:


  • Лояльность покупателей, расширение базы клиентов;
  • Повышение качества товаров или услуг;
  • Уменьшение и оптимизация производственных издержек;
  • Резервы и запасы СиМ и ГП на случай сложной ситуации.

Чем крупнее организация, тем нужнее ей эффективное планирование производства, так как у крупных компаний сложнее структура, а значит, без четкого плана абсолютный объем нерациональных издержек может быть очень большим.

Виды планирования производства

Есть несколько видов, различающихся по некоторым признакам, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды. Первый вид – по срокам выполнения, то есть расчеты зависят от потраченного времени, разделяясь на:

  1. Перспективное;
  2. Текущее;
  3. Оперативное.

Перспективное планирование работает на основе прогнозирования выработки товаров за определенный период. Текущее планирование подразумевает составление плана на год, разделяя все задачи по кварталам. Наконец, оперативное планирование применяется в случаях, если нужно сделать и выпустить определенное количество изделий в нужном ассортименте в конкретно поставленный срок.

Этапы планирования производства

Эта процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Планирование. Создается подробный план, позволяющий закрепить, что нужно изготовить, ответственные лица и перечень исполнителей. Для определения количественно-качественных характеристик исходных продуктов необходимо сделать анализ рынка и динамику реализации товара. Также план по выпуску товаров и регламентации обязанностей рабочих, требований по качеству сырья. Производственное планирование существенно сокращает эксплуатационные расходы и издержки на сырьевые закупки, кооперирует работу между отделами, создавая базу для организационного контроля.
  2. Маршрутизация (разработка плана производства). В плане должна быть прописана последовательность цепочки операций, пути и определенная очередность действий. Типовая карта техпроцесса содержит нужную информацию, которая поможет составить нужную очередность процессов. Маршрутизация – это один из важнейших этапов для контроля производства, поскольку функции управления полностью зависят от системы маршрутизации внутри производства.
  3. Разработка расписания помогает определить сроки, за которые исходный продукт должен быть готов и сколько времени требуется для производства, чтобы максимально сократить время на изготовление без потери качества и успеть в срок. Расписание бывает главное и детальное. Первое применяется для сборки и изготовления товара, а второе - для общей загрузки производства.
  4. Выдача реализованного товара, или Диспетчеризация. Цель этого этапа планирования производства продукции – это контроль за системностью каждой ступени в процессе изготовления, согласно разработанному маршруту. На этом этапе руководство дает наряды, в которых прописывается:

  • Количество товаров;
  • Эксплуатируемая на этапах техника и даты начала процесса;
  • Число проводимых операций, очередность исполнения, описание процесса;
  • Название исходного продукта;
  • Номер заказа;
  • Инструменты, которые нужны для каждого этапа создания;
  • Отделения, которые ответственны за каждый этап производства.
  1. Контроль исполнения – это финальный этап, который нужен для отслеживания правильного выполнения производственного процесса, что, в конечном итоге, позволяет минимизировать брак. Контроль исполнения функционирует следующим образом:

  • Создает отчетность для руководителей, в которой указаны все отклонения от нормы: она нужна для корректировки браков.
  • Проверяет наличие сырья и материалов для осуществления производственного процесса.
  • Записывает ход процессов и следит за их соблюдением.

Этапы оперативного планирования работы производства

Чтобы сформировать календарный план, нужно в первую очередь создать среднесрочный и оперативный план по реализации. При разработке оперативного планирования необходимо учитывать:


  • Количество клиентских заявок/заказов;
  • Размеры страховых запасов;
  • Прогноз реализации;
  • Остатки на хранении;
  • Этапы цепи поставок и их продолжительность;
  • Стоимость переключения производственных линий;
  • Особенности продукции (сроки годности, минимальные размеры партии, готовый продукт или полуфабрикат и т.д.).

Данный вид планирования помогает с точечным расчетом объемов производства, сроков запуска процессов и выпуска продукта. Формирование оперативного плана зависит от:


  • Производства для складов (MTS);
  • Сборки по заказу (ATO);
  • Изготовления по заказу (MTO).

MPS план (Master production shedule – объёмно-календарное планирование) создается в динамике и изменяется, когда приходят новые обращения, а горизонт планирования двигается после каждой новой задачи. После включения в план всех обращений, можно приступать к плану MRP (Material Requirements Planning), т.е. расчету и планированию потребностей в материалах.

Планирование реализации зависит от технологий, используемых в предприятии, а также объемно-календарного плана завоза и подетально-пооперационного плана.

Например, если каждое изделие уникально (имеет свою спецификацию) и производится при наличии непосредственного заказа покупателя с предоплатой или постоплатой заказа, то хорошо подходит позаказный метод производства. Соответственно, может применяться одноуровневое позаказное производственное планирование, поскольку оно формирует динамические планы заказов. Благодаря этому ассортимент наполняется, а однотипные предметы считаются отдельными учетно-плановыми единицами. Одноуровневый MRP план позволяет планировать все действия по цехам. Эти инструменты определяются следующими условиями:


  • APS/MES (оперативное календарное оптимизационное управление с ограничениями);
  • MRP и CRP (Capacity Requirements Planning – планирование производственных мощностей) планирование с ограничениями;
  • MRP планирование реализации без ограничений.

Самые распространенные ошибки при учете и планировании производства

Какие ошибки нужно избегать при составлении производственного плана:

Избыточные закупки. Чрезмерное количество сырья увеличивает издержки, из-за которых вы потеряете деньги: расходы на складские мощности, риски, что сырье может испортиться при хранении, замороженный в сырье капитал.

Необходимо рассчитывать оптимальные объемы закупок.

Неправильная эксплуатация ресурсов. Некорректно поставленные задачи, нерациональное переключение линий, отсутствие оптимизации в распределении рабочей силы и графиках работы оборудования и людей. Такие явления приводят к перебоям и нарушению производственного процесса.

Важно применять математические модели оптимизации.

Временная остановка выработки. Не важно, плановая была остановка или из-за поломки оборудования, например, по причине непроведенного ТО, это приводит к прерыванию рабочего процесса, из-за чего сроки сместятся и придется составлять новый производственный план.

Ремонты и техническое обслуживание тоже нужно планировать, рассчитывая оптимальное время остановки оборудования.

Технологии и методы планирования производства

Методы планирования производства на предприятии разделяются на:


  • Программно-целевые;
  • Балансовые;
  • Графоаналитические;
  • Расчетно-аналитические;
  • Экономико-математические.

Расчетно-аналитический метод помогает рассчитать плановые показатели, проанализировать их динамику. Этот метод определяет стоковый уровень показателей в плане и их динамику в определенном периоде. На основе сравнения стокового уровня и взятого периода рассчитывается индекс изменения показателей в плане.

Экономико-математический метод выявляет и моделирует изменения через расчеты показателей плана с помощью математической статистики. Таким образом, можно сделать несколько вариантов плана и руководствоваться наиболее подходящим.

Графоаналитический метод помогает визуализировать результаты анализа с помощью графиков. Графики наглядно показывают зависимость между различными показателями, которые друг с другом сопряжены. Подвидом графоаналитического метода является сетевой. Сетевые графики моделируют выполнение работ в пространстве и времени на сложных объектах.

Программно-целевой метод разрабатывает план в формате комплекса действий, которые объединены единой целью и сроком сдачи. Ее основой является генеральная цель, которая подразделяется на локальные задачи. В свою очередь задачи закрепляются за конкретными цехами или работниками.

Современные методы планирования производства

Стоит отметить, что все современные технологии для планирования производства базируются на классических методах, о которых мы написали выше. Есть много программных решений, которые упрощают планирование производства: например, система Goodsforecast.Scheduling. Это современная APS-система, которая оптимизирует производственное планирование и автоматизирует составление графиков. Помимо инструмента планирования производства, с помощью дополнительных модулей, программа поможет:


  • Автоматически прогнозировать спрос при помощи моделей машинного обучения;
  • Реализовать сырьевой и материальный учет для производства;
  • Повысить объем исполняемых в срок клиентских заявок.

Результаты внедрения программы в автоматизацию вашего производства:


  • Автоматическая оптимизация расписания позволяет увеличить эффективность выработки;
  • Снижение вероятности ошибок благодаря сокращению влияния человеческого фактора;
  • Точечное планирование обеспечит оптимизацию производственных процессов.
Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Заполните форму
и получите ссылку на скачивание Партнерской программы
Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Отправьте заявку на участие
в партнерской программе
Спасибо!
Презентация откроется в новом окне.
Если этого не произошло, нажмите на ссылку.
Заполните форму
для скачивания презентации