Пресса о нас

Париж стоит ритейла

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ РИТЕЙЛ

При входе в парижский супермаркет Monoprix охранник в черном костюме и с красной повязкой Sécurité на рукаве обыскивает рюкзаки и дамские сумочки. Слухи о том, что Париж неузнаваемо изменился после терактов, похоже, сильно преувеличены, но некоторые перемены бросаются в глаза. Несмотря на это столица Франции продолжает оставаться одной из мировых столиц ритейла, о чем свидетельствует с размахом проведенная на днях Paris Retail Week.

Дело даже не только в том, что весь мир по-прежнему съезжается в Париж за покупками. Сам ритейл родом из Парижа, и многие инновации в этой области впервые были изобретены и опробованы здесь. Так что, перефразируя известную фразу, приписываемую Генриху IV («Париж стоит обедни»), можно сказать, что Париж определенно стоит ритейла.


1.jpg

Первым из числа так называемых Grands Magasins («больших магазинов» или универмагов) стал Le Bon Marché (основан в 1838 г.), с которым связано множество революционных для своего времени инноваций. В этом универмаге впервые появились сезонные коллекции, бесплатная доставка товаров покупателю, каталоги продукции и возможность вернуть не подошедший товар. О степени воздействия инновационного магазина на современников можно судить по тому, что Эмиль Золя посвятил ему один из романов. После смерти владельца его вдова построила шикарный отель «Лютеция» на бульваре Распай для иногородних покупателей первого в мире универмага.

2.jpg

Под Новый год Printemps и расположенной рядом с ним на бульваре Осман Галереи Лафайет соперничают в убранстве витрин. Каждый магазин тщательно подбирает основной цвет, который задает тон модным цветам во Франции на предстоящий сезон. Другим источником инноваций в ритейле стал Printemps («Весна»), который открылся в 1865 г. Это здесь придумали распродажи. Здесь стали впервые выставлять манекены в витринах, а клиентам дарили букетики фиалок в первый день весны. В 1888 году Printemps первым стал использовать электрический свет и первым соединил торговые помещения со входом в метро.

На рубеже ХХ века один из основателей Галереи Лафайет имел обыкновение прогуливаться вокруг парижской Оперы в компании дизайнера, который делал наброски одежды модно одетой публики. Впоследствии эти наброски становились основой для собственных модных линий Лафайет. Магазин гордился тем, что продает одежду исключительно под собственной маркой: отсюда идет концепция private labels.

Бенчмаркинг

По прошествии столетия Франция вновь оказалась в авангарде инноваций ритейла с изобретением концепции гипермаркетов и магазинов самообслуживания (Carrefour), напоминает Sk.ru маркетолог Лоран Уит из агентства Iloveretail.fr. Затем те же принципы были распространены из области фудритейла на торговлю спортивными товарами (Decathlon).

3.jpg

Но с появлением электронной торговли Франция начала утрачивать лидерские позиции, отстав на старте от США и ряда других стран.

4.jpg

Сейчас это отставание начинает сокращаться, в том числе, благодаря новейшим технологиям, которые разрабатывают французские стартапы, говорит Джоана Рутабуль, отвечающая за направление «ритейл» в Business France. Эта правительственная организация опекает французские стартап-компании, помогает им принимать участие в главных мировых выставках и конференциях (Paris Retail Week – не исключение), сводит их крупнейшими мировыми сетями ритейла. Т.е. занимается в этом смысле примерно тем же, чем в России – «Сколково».

Электронная торговля все еще составляет незначительную долю французского ритейла. Во Франции нет своего «Амазона» или «Алибабы». Французы по-прежнему предпочитают покупать товары в магазинах. Другое дело, что они тоже дорожат своим временем, поэтому популярны смешанные схемы покупок: выбираете товар в магазине, а затем его доставляют домой или в пункт выдачи.

5.jpg

«Сегодня быть хорошим ритейлером во Франции означает быть многоканальным ритейлером, – утверждает Лоран Уит. – Только электронная торговля или только традиционный ритейл уже не выживают: требуется глобальный подход. Нужно разнообразить возможности оплаты товаров, хотя во Франции все еще очень велик объем торговли за наличные.

Где мы не столь хороши, это в сервисе: играет роль человеческий фактор. В магазинах не хватает продавцов. Во Франции рабочая сила дороже, чем в США, а нанять и, особенно, уволить сотрудника очень непросто. Нашему трудовому рынку не хватает гибкости, и сейчас, при новой администрации, есть надежда на то, что ситуация изменится».

Рассказ французского маркетолога иллюстрирует поход во французский «Макдоналдс» на территории крупнейшего парижского выставочного центра, где проходила Неделя ритейла. Заказ блюд происходит на электронных терминалах, и есть опция не стоять в очереди, а сесть за столик, где посетителей обслуживают официанты. Только вот официанта можно прождать 45 минут. То есть современные технологии каким-то образом уживаются с допотопным и не всегда дружелюбным сервисом.

Впервые в Paris Retail Week (PRW) принял участие Фонд «Сколково» – и сразу 9 компаний-резидентов, представлявших широкий набор сервисов: от виртуальных примерочных одежды и обуви до облачных платформ для грузоперевозок, управления товарами на полках торгового центра и даже музыкой в торговом зале.

В бизнес-миссии участвовали сколковские резиденты: intraMarket, TRY.FIT, Texel, CargoOnline, DAMASK, Timebook, Market Music, GoodsForecast и Inspector Cloud.

Как любит повторять советник Президента «Сколково» Пекка Вильякайнен, главным смыслом участия стартапов в международных конференциях и выставках является бенчмаркинг. Слово это, все еще не имеющее точного русского аналога, предполагает сравнение себя с неким аналогом, международным эталоном.

«Посмотреть, что творится в Европе»

Сколковская компания GoodsForecast уже начала экспансию за пределы России, работает в СНГ, а также с такими международными компаниями, как Philip Morris и Carlsberg. «Смысл участия в выставке – посмотреть, что творится в Европе, в том числе, тренды, новые технологии; Франция – достаточно показательная страна в этом отношении, – говорит директор по развитию Сергей Котик. – Одновременно – прощупать рынок на предмет последующего выхода на него».

По словам собеседника Sk.ru, в области supply chain management, в которой в основном работает его компания, в Париже было представлено много достаточно интересных решений, в том числе, от стартапов, для которых на выставке была выделена отдельная зона. Сергей также побывал на стендах конкурентов, решения которых представлены на российском рынке. Общий вывод: «Все так или иначе пытаются собирать как можно больше информации, оцифровывать ее и выжимать из нее по максимуму».

8.jpgСергей Котик (GoodsForecast)
Чем, собственно, занимается и GoodsForecast, компания достаточно узко специализированная, предоставляющая продукты и услуги в области прогнозирования спроса и оптимизации процессов. Продукты и сервисы GoodsForecast позволяют ритейлерам, дистрибьюторам и производителям  планировать продажи, оптимально управлять запасами, предсказывать эффективность промоакций, улучшать представленность товаров на полках супермаркетов. Помимо линейки готовых решений компания помогает клиентам совместно решать их нестандартные задачи в рамках исследовательских проектов.

Большим спросом на рынке пользуется разработка GoodsForecast, позволяющая компаниям правильно планировать промоакции и заранее оценивать их возможный эффект. Сейчас большинство компаний планирует такие акции методом «пальцем в небо», либо вручную, на основе отрывочных статистических данных.

GoodsForecast  запускает систему, анализирующую аналогичные релевантные акции в прошлом, факторы, влияющие на их проведение, и рассчитывает эффект планируемой активности.

«В случае с FMCG более 50% товаров сегодня продается по акциям, – говорит представитель GoodsForecast. – Для правильного проведения акций такой инструмент необходим, чтобы не было дефицита товаров во время промо, и, напротив, по окончании не оставались залежи товаров на полках и на складе, – все это нужно уметь корректно прогнозировать».

С января данное решение будет использоваться в компании «Балтика»; в немного кастомизированном виде оно уже работает у крупнейшего дистрибьютера P&G – ООО «ЦДК»; также сейчас GoodsForecast делает подобный пилот для одной из российских федеральных сетей.

Источник: Фонд «Сколково»

Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Заполните форму
и получите ссылку на скачивание Партнерской программы
Сообщение отправлено!
Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Отправьте заявку на участие
в партнерской программе
Спасибо!
Презентация откроется в новом окне.
Если этого не произошло, нажмите на ссылку.
Заполните форму
для скачивания презентации