Читайте новое интервью в рамках рубрики “интервью с сотрудником GoodsForecast”. В этот раз получился настоящий лонгрид
Алексей, привет! Расскажи, как ты пришел в профессию, была ли это череда случайных событий или это была конкретная цель, к которой ты шел много лет?
В какой-то степени это было осмысленное решение, но повлияла и череда случайных событий. Работать я начал на 2 курсе, тогда я учился в Политехническом институте (сейчас это Государственный Технический Университет) в Дагестане, откуда я родом. Ранее я получил еще и художественное образование, окончил местную художественную школу. Однажды завкафедрой рассказал мне про возможность посетить несколько стажировок с возможностью последующего трудоустройства, если все «срастется». Так я попал на работу сначала в Министерство народного образования Каспийска (это мой родной город), а потом в Министерство здравоохранения Дагестана. В Минздраве я начинал свой профессиональный путь с должности программиста, потом меня повысили до руководителя IT отдела. В Минздраве мы с коллегами проводили аналитику различной (связанной со здравоохранением) статистики для медучреждений республики. Работая в Минздраве, я увлекся не только IT-составляющей, но и медицинской – меня стала интересовать физиология человека, я много общался с главврачами. И через некоторое время это вылилось в доп.обучение и аспирантуру. Моя научная работа называлась «Интеллектуальная система спироанализа заболеваемости органов дыхания». Суть ее заключалась в том, что пациент, у которого есть подозрения на проблемы с органами дыхания, мог не просто воспользоваться специальным прибором спирографом, как это делалось раньше (т.е. подуть в специальную трубочку, автоматически получить различные графики, по характеру которых можно было понять все ли нормально с органами дыхания), но и получить в придачу к распечатке графиков еще и рекомендации от моей системы. Система, которую я разработал, не делала конкретных заключений, но была дополнительной подсказкой врачу. Она сопоставляла ключевые точки графиков со статистическими данными, полученными ранее, и советовала врачу на что нужно обратить внимание перед постановкой диагноза. Тем самым снижался риск «человеческого фактора». Эта работа не нашла широкого применения, но другие решения, в особенности программы, которые я тогда написал (например «аналитика смертности населения») были внедрены достаточно широко – почти во всех ТМО Дагестана. Забегая вперед, скажу, что значительно позднее, уже работая в Москве, я получил еще 3 управленческих образования, включая MBA в ведущей международной школе бизнеса «Мирбис», что во многом определило мою жизнь и вектор развития меня как профессионала.
Работать в Минздраве было увлекательно, ведь тогда я играл сразу несколько ролей: бизнес-аналитика, программиста и начальника IT отдела. Также меня сильно привлекал спорт. Особую страсть у меня вызывали: футбол (я был капитаном всевозможных команд, посещал местный ФК «Заря») и шахматы. Я играл профессионально, входил в сборную Дагестана, часто играл на различных (в т.ч международных) соревнованиях. Однажды даже стал чемпионом Дагестана. Шахматная федерация постоянно «вырывала» меня из учебного процесса на различные игры сборной. Как следствие, учителя были недовольны, они регулярно грозились выгнать меня, укоряя за частое отсутствие на уроках. Но все обошлось ?.
Через некоторое время я понял, что программист из меня слабый. Не то чтобы у меня что-то не получалось, просто я неожиданно встретился сразу с несколькими живыми примерами, которые были классом выше. Так получилось, что в политехе собралась экспериментальная группа по новой специальности. Ее сформировали из лучших студентов разных групп, поэтому ребята там собрались очень одаренные. К примеру, один из моих однокурсников для решения какой-то обычной прикладной задачи написал программу, по возможностям сопоставимую с современным Фотошопом. И это во времена, когда первые версии графического редактора Paint были максимумом, который мы видели. Я понял, что я пишу программы, которые «просто работают», а мои однокурсники делают это красивее, элегантнее, быстрее чем я, и предусматривают в своем коде значительно больше ситуаций, причем таких, которые мне и в голову не приходили. К тому же, после реализации какого-то количества заданий, у меня накопилась библиотека всех стандартных решений и я поймал себя на мысли, что я перестал что-то придумывать, перестал творить. А процесс программирования сводился к простому «взять какие-то из готовых шаблонов и процедур, и немного их модифицировать под конкретную задачу», это становилось скучным. И я решил сконцентрироваться на других, не связанных непосредственно с разработкой IT аспектах, а именно административных. Какое-то время проработал системным администратором, настраивал сети, маршрутизаторы в федеральном казначействе РД. И вскоре я почувствовал, что Дагестан для меня, как для IT-специалиста, становится уже тесноватым, захотелось попробовать себя в больших структурах, поучаствовать в решении более масштабных задач.
И я приехал в Москву. Сначала устроился системным администратором в только начинающуюся строиться, а теперь довольно известную сеть отелей «Истра-Холидей» и «Лада-Холидей». Это был новый большой вызов, потому что пришлось все задачи, так или иначе связанные с IT, взять на реализацию. А их было довольно много: помимо очевидного (сеть, сервера, рабочие станции) приходилось сначала настраивать, а потом и поддерживать буквально все: умные батареи, умные замки, настраивать телефонную станцию, управлять генератором, спутниковым ТВ, ресторанным ПО, игровой зоной, зоной проката и многим чем еще. Это было действительно интересно. К тому же я жил прямо там, в живописном загородном отеле в окружении сосен, реки Истры, на свежем воздухе, что добавляло мотивации и давало возможность реализовать профессиональные задумки в максимально комфортной атмосфере.
Когда отели были уже построены и задачи администратора стали сводиться к простому поддержанию того, что уже настроено, их привлекательность для меня снизилась, и я выслал свое резюме в интересующие меня компании. Откликнулась компания «КРОК». “КРОК” – наверное, одна из лучших площадок для развития менеджерских навыков. Там любого человека способны научить принимать решения. Мне очень нравилась атмосфера, которая там царила – атмосфера удивительного сочетания высокого контроля реализуемых задач с одной стороны, и ощущение абсолютной свободы, незаметности ограничений– с другой. Нравились корпоративные правила, которые способствовали росту сотрудников. Было много и масштабных проектов. Например, у меня был проект в компании «МОЭСК», в рамках которого нужно было реализовать вообще всю IT-инфраструктуру в точном соответствии с рядом наших и западных стандартов. И это было намного более масштабно, чем все, что я видел в Дагестане. И более притягательно. Именно тогда я вырос как профессионал. Отчетливо я осознал это, когда ряд моих коллег ушли в «Майкрософт», и последний с их подачи стал активно меня «хантить». Я тогда почувствовал, что достиг определенного уровня. Впрочем, несмотря на то что в Майкрософт я тогда так и не пошел (предложение, которое мне сделал другой крупный интегратор, Айтеко, показалось мне интереснее), это вдохновляло. Потому что в Дагестане я только слышал, что существуют компании с мировым именем и такие крупные проекты, а здесь, в Москве, оказалось, что быть их частью вполне реально. Если бы в Дагестане, до приезда в Москву, мне сказали, что скоро Microsoft сделает мне предложение и будет активно звать на работу, а я буду только нос воротить и выбирать что-то другое, то я бы не поверил.
Далее мне захотелось реализовать себя в крупной международной компании, и я пришел в группу компаний Stins Coman. Дополнительным плюсом было то, что там я мог совершенствовать свои навыки разговорного английского, взаимодействуя с иностранными коллегами. А еще, генеральный директор и владелец компании был мастером по шахматам, и раз в год организовывал шахматный турнир для сотрудников группы компаний. Так уж случилось, что многие из них тоже имели различные разряды. После таких турниров люди и в работе начинали взаимодействовать эффективнее. Кстати сам турнир в итоге вырос в серьезное мероприятие, на которое регулярно приглашались широко известные игроки. Однажды приглашенным гостем был даже Анатолий Карпов, бывший чемпион мира по шахматам. В Stins Coman я сначала был менеджером проектов, а потом меня достаточно быстро заметили и повысили до IT директора и появилась возможность реализовывать крупные международные проекты, решать вопросы лицензирования и развития программ, участвовать в политике развития компании. Особенно мой авторитет возрос, когда я выиграл наш турнир по шахматам ?. Потом был еще ряд компаний, по-своему интересных. Про все не буду рассказывать – так как их было немало, учитывая мой, почти 30-летний опыт работы.
Разве что, наверное, стоит упомянуть про компанию, непосредственно предшествующую GoodsForecast. Это был мой собственный стартап. Я открыл пекарню-кондитерскую в Москве. Правда, через 2 года пришлось закрыться, произошел целый ряд обстоятельств, где и знаний не хватило и были какие-то внешние враждебные обстоятельства. Например, рядом с пекарней решили строить теплотрассу, и нас физически отгородили от клиентов на полгода. Хотя место было хорошее, вокруг было много школ, многие заключали с нами контракты. Но я не сожалею, что все так вышло. Опыт был полезный, я многому научился и благодарен судьбе, что узнал так много нового.
А что для тебя являлось и является самым захватывающим в работе?
Мне нравится состояние комфорта (отсутствие глупых правил, процедур, необходимости выполнять априори ненужные действия) и постоянное оттачивание рабочих процессов. Интересно добиться так называемого «золотого пути». Есть такое понятие у юзабилити-тестеров. Когда они хотят понять, удобна ли разработанная программа или нет, то выбирают репрезентативную выборку пользователей и просят совершить определенную операцию, прийти из точки А в точку Б, но не говорят как, оставляя решить это самому пользователю. И вот «золотой путь» – это когда пользователь за определенное количество кликов (которое задумано автором) доходит до цели, а если количество кликов больше задуманного, значит программа неудобная. Вот мне хочется найти такую модель поведения при реализации типичных задач, которая позволит приблизиться к «золотому пути». И мы ее в компании ищем вместе с коллегами. Это, пожалуй, и есть то, что меня сейчас захватывает.
Расскажи, пожалуйста, чем занимается ваш отдел в GoodsFoercast?
У нашей компании много проектов, а любому проекту обязательно нужен человек, который будет регулярно отслеживать «показатели здоровья» проекта и предпринимать управленческие действия с учетом этого. Отслеживая вышеупомянутые показатели с помощью специальных методик, менеджер понимает, все ли с проектом в порядке и в какой степени, есть ли отклонения от договоренностей, зафиксированных в договоре, нужно ли предпринимать дополнительные усилия и если да, то какие. Например, нужны ли дополнительные переговоры с заказчиком или необходимость внести изменения в оставшиеся работы. Мой отдел состоит из проектных менеджеров, которые занимаются такого рода задачами.
Какую модель управления командой ты используешь?
Действительно, есть много разных методик управления командой, но если мы говорим про управление проектным офисом, то, как бы это «крамольно» не звучало, я не пользуюсь какой-то конкретной. Изначально в GoodsForecast меня привлекла среда, она «научная» и это мне близко. И здесь люди все открытые, свободные. Я стараюсь просто быть честным, подсказывать и делиться опытом если вижу, что это может реально что-то улучшить или защитить интересы компании как-то иначе. Изначально, на этапе отбора людей в команду я выбирал тех, кто уже состоялся в работе, либо имел большое желание этот опыт набрать. Поэтому отдел изначально сформирован из людей, которым подсказывать приходиться редко, коллеги сами все знают и принимают во многом обоснованные решения. Я редко вмешиваюсь. Разве что в случаях, когда значения вышеупомянутых «показателей здоровья» их проектов отклоняются от плановых чересчур существенно, «пересекают красную линию». Мне повезло с отделом, да и вообще с коллегами. Я просто стараюсь быть профессионалом и другом, с которым комфортно. Не знаю, насколько получается, но я стараюсь.
У меня есть традиционный вопрос. Посоветуй топ 3 любимых книги и фильма?
Литература – одна из моих страстей, выделить только 3 очень сложно. С твоего позволения, немного нарушу правила и назову 5 ?:
Фильмы:
Вообще, я люблю старые фильмы, советские. В таких фильмах великолепно все: актерский состав, игра, юмор в сочетании с глубиной и выразительностью, звуковое сопровождение.
Если же говорить о современных фильмах, то они совсем другие. Из современных я бы выделил:
А что бы ты посоветовал людям, которые начинают свой карьерный путь в области управления проектами?
Это достаточно сложный вопрос, на который мне, как зануде, трудно ответить односложно. Скажем так. Если цель – максимально развиться и реализоваться, то я бы посоветовал просто не бояться и нормально относиться к своим ошибкам, не падать духом если что-то идет не так. Нужно понимать, что не бывает взлетов без падений, а ошибку надо рассматривать с точки зрения новых возможностей, которые открываются перед тобой. А еще общество сейчас так стремительно развивается, через несколько лет мы будем жить уже в другом мире, с другими технологиями, другими способами получения знаний. И мой совет такой: «Делайте корреляцию на этот факт». В этом смысле я бы посоветовал выделить часть своего времени на изучение такой науки как статистика, изучать мысли тех, кто проводит аналитику, профессионально агрегирует данные, прогнозирует будущие события и изменения. Возможно, следует готовиться к тому, чтобы получать новые знания на протяжении всей жизни и не исключено, что раннее осознание данной мысли приведет к изменению профессиональных и жизненных планов уже сейчас. И еще, текущий век я бы охарактеризовал как век спама. По-настоящему полезную информацию из года в год искать все сложнее из-за экспоненциального роста отвлекающей, бестолковой информации, затрудняющей поиск чего-то действительно значимого. В связи с этим я бы посоветовал, ориентированным на построение карьеры управленцам, ограничить, хотя бы отчасти, спам-поток, уменьшив свое присутствие в социальных сетях и таким образом, высвободить часть времени на свое развитие.